Круглый стол «Риски дестабилизации в Центральной Азии. К чему готовиться России?»
20 октября, в пресс-центре «АиФ» под эгидой Института национальной стратегии прошел круглый стол «Риски дестабилизации в Центральной Азии. К чему готовиться России?». В ходе мероприятия президент ИНС Михаил Ремизов представил участникам Доклад «Иммиграция как вызов национальной безопасности России», чье содержание и определило повестку мероприятия.
Круглый стол собрал представителей государственных и частных исследовательских институтов, военных и экономических экспертов. В дискуссии приняли участие главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, генерал-лейтенант, бывший начальник Юго-Восточного регионального управления Федеральной пограничной службы России Рамиль Муллаянов, главный редактор издания «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, главный научный сотрудник отдела проектов в сфере международного сотрудничества ФКУ НИЦ ФСКН России Илья Сарсембаев, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Галина Хизриева и другие эксперты.
Ключевой темой обсуждения сталавоенная и террористическая угроза в постсоветской Центральной Азии, эскалация которой, в свою очередь, может привести к катастрофическим последствиям для России. Проведенное ИНС исследование показало, что Россия практически беззащитна перед угрозами, идущими с Юга – граница не оборудована, военное присутствие фрагментарно и не связано единым стратегическим замыслом. Открытым остается и вопрос согласования стратегии России на южном направлении с ее ключевым союзником – Казахстаном. Все эти вопросы и стали центром оживленной и острой дискуссии.
Открывая обсуждение, президент ИНС Михаил Ремизов отметил, что пример Украины со всей очевидностью показал глубину заблуждения, что конфликты, которые могут ожидать Россию – это конфликты локальные. «Речь может идти о столкновении с довольно крупными, регулярными армиями не в только о локальных, но и региональных конфликтах. Об этом говорит и пример исламского государства в Сирии и Афганистане, когда неожиданно, словно бы из ниоткуда, возникает осуществляющая агрессивную экспансию динамичная, вооруженная тяжелой техникой армия».
Говоря о ситуации в Центральной Азии, Михаил Ремизов заявил, что «в регионе есть достаточное количество внутренних проблем и противоречий, которые при взаимоналожении с более активными, серьезными вызовами из Афганистана могут привести к самым негативным сценариям развития событий».
Военная инфраструктура России в регионе адаптирована для мирного времени, а не для военного, и может оказаться фактором уязвимости, а не силы, - предостерегают авторы доклада. Вслучае конфликта средней интенсивности, коммуникационно-изолированные объекты военного присутствия России могут оказаться заложниками ситуации, политических режимов, договороспособность которых вызывает, по мнению экспертов ИНС, определенные сомнения. «Может встать вопрос о необходимости их эвакуации, которая будет, в свою очередь, уже невозможна в критической ситуации», - резюмировал Ремизов.
Другая проблема безопасности региона, которую диагностирует доклад ИНС – это неоперативность сил оперативного реагирования ОДКБ. Текущие нормативно-правовые документы, по которым принимаются решения на применение этих сил, таковы, что быстрее, чем за две недели эти решения приняты вряд ли быть могут.
Ключевым вопросом обеспечения безопасности России, по мнению экспертов ИНС, является формирование эшелонированного южного рубежа обороны страны. На наиболее отдаленных подступах, на внешней границе СНГ, нужно добиваться присутствия российских и казахских специалистов на границах стран ОДКБ с Афганистаном. Реальным рубежом, где может быть оправдано прямое применение вооруженных сил России и Казахстана, на взгляд авторов доклада, должна стать южная граница Казахстана с государствами региона.
Обязательным элементом безопасности должно стать оборудование южной границы России, которое на данный момент, по сути, отсутствует.
Это необходимо, как минимум, чтобы контролировать и управлять массовыми потоками вынужденных переселенцев из Центральной Азии, которые станут первым следствием любого крупного кризиса в регионе. «Это станет для России намного более серьезной угрозой, чем поток беженцев из Украины», - заявил Михаил Ремизов.
Необходимо усиление военного присутствия России на центрально-азиатском стратегическом направлении,обеспечение сплошного радиолокационного и воздушного прикрытия, необходим реализуемый, просчитанный план быстрого мобилизационного обустройства границы,резюмируют авторы доклада.